Телефон:
м
Нарвская,
Старо-Петергофский пр., д. 33
Главная \ ПРЕДМЕТЫ \ Биология

Биология

Внимание! Идет набор на подготовительные курсы по биологии в Санкт-Петербурге!
По всем вопросам обращайтесь по телефону - 945-18-26.

 В помощь тем, кто будет сдавать биологию, мы проанализировали кодификатор и подготовили краткий аналитический отчет о наиболее трудных разделах курса. Надеемся, что, внимательно прочитав данный материал, учащиеся смогут извлечь для себя ценную и полезную информацию.

 Все темы, которые необходимо знать на экзамене, представлены в кодификаторе, найти который без труда можно на официальном сайте ФИПИ. Состоит кодификатор из семи блоков, куда входит вся программа по биологии за семь лет изучения в школе. Эти блоки в основном на 70% включают содержание предмета общей биологии, которая изучается в 9 классе, а потом снова в 10 и 11 классах. Примерно 30% составляют знания из остальных курсов биологии: «Биология. Бактерии, грибы, растения», «Биология животных» и «Биология человека».

 1 блок «Биология как наука. Методы научного познания».

 Фактически это материал из введения в общую биологию. Здесь не так уж много конкретики, и чтобы разобраться в этой теме, необходимо иметь довольно широкое комплексное видение существа изучаемого вопроса. Знать не просто свойства или признаки живого, а понимать сами принципы организации живой материи.  

2 блок «Клетка как биологическая система».

 Этот блок разбит на целых семь частей. 
Много внимания уделяется изучению клетки в биологии, и это неспроста! Знание только одной клеточной теории позволяет доказать единство всего органического мира. Помним, что по строению клетки (эукариотическому или прокариотическому) мир делится всего на два надцарства. Надцарство прокариоты с одним царством бактерий и надцарство эукариоты, которое включает в себя очень сильно различающиеся между собой три царства: растения, животные, грибы. Необходимо уметь объяснять, почему все разнообразие жизни определяется органическими веществами, а именно только белками и нуклеиновыми кислотами, а не липидами и углеводами. Как любой многоклеточный организм состоит из множества отдельных частей органов, так и клетка включает в себя различные части – органеллы.  Нужно знать и то, как строение различных органелл обеспечивает выполнение ими определенных функций.

 Анализируя экзаменационные работы прошлых лет, становится ясно, что существует много заданий, связанных с различными направлениями обмена веществ и превращения энергии в клетки. А знать то надо всего лишь: энергетический обмен, отличие брожения от дыхания с тремя стадиями и пластический обмен, фотосинтез, хемосинтез и синтез нуклеиновых кислот и белков. 

В вопросе матричного характера реакции биосинтеза нуклеиновых кислот и белков тоже остается много недопонимания. Только лишь единицы из сдающих ЕГЭ могут четко сформулировать, почему «генетический код» и «генетическая информация» - это не только не одно и то же, а по сути даже противоположные понятия.
Чтобы хорошо разобраться в вопросах седьмого пункта этого блока надо помнить, что хромосомы, например, это и есть те же самые нити ДНК, только сильно скрученные лишь на момент деления ядра клетки. Понимать, что означают записи 2n2c до деления ядра клетки, почему потом при подготовке к делению мы уже пишем 2n4c, почему потом снова - 2n2с (после митоза), а после мейоза - 1n1c.

 3 блок «Организм как биологическая система».

 Традиционно плохо освоенным остается материал по различным способам бесполого и полового размножения у организмов различных царств живой природы, так как эту информацию приходится буквально выуживать из различных мест в учебниках.

 Почти четверть заданий в экзаменационной работе занимают вопросы по генетике. Неудивительно, что вопросам наследственности и изменчивости организмов в биологии уделено так много внимания. Это же основа основ! Чтобы избежать путаницы при изучении генетики, надо хорошо уяснить всеобщность первых двух законов Менделя, установленных для аллельных генов, и частный случай проявления третьего закона Менделя, установленного для неаллельных генов. Этот третий закон независимого наследования признаков справедлив лишь в том случае, если изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом. Если все же изучаемые признаки находятся в одной паре хромосом, то тогда справедлив закон Моргана или закон сцепленного наследования. И вот тут важно запомнить, что закон Моргана – это закон сцепленного наследования генов, а не кроссинговер, приводящий к нарушению этого закона. Также стоит помнить, что закон сцепленного наследования Моргана - это не одно и тоже, что «наследование, сцепленное с полом», а, наоборот, противоположные понятия. Хотя за большинство признаков чаще всего отвечает одна пара аллельных генов, между которыми осуществляются такие типы взаимодействий, как полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, множественный аллелизм. Но есть признаки, определяемые у организма, более чем одной парой аллельных генов. И тогда между такими вот, уже неаллельными генами, возможны следующие взаимодействия: комплементария, эпистаз, полимерия, плейотропия.

 4 блок кодификатора «Система и многообразие органического мира».

 Он включает два школьных курса биологии: биологию бактерий, грибов, растений и биологию животных. Здесь надо запомнить огромное количество фактического материала, множество терминов и определений. А вот для самого понимания биологии как науки о жизни, это самый легкий раздел. Ведь труднее дается понимание процессов, чем запоминание пусть даже большого по объему, но конкретного материала.  

 5 блок называется «Организм человека и его здоровье».

 Здесь, казалось бы, все просто: у человека всего четыре типа тканей, из которых состоят различные органы, и всего десять систем органов.  Но чтобы понять, как устроены, из чего состоят и как функционируют эти системы и органов, а особенно понять работу организма как единого целого, необходимо потратить много времени на освоение всего этого материала. Наибольшее количество ошибок относится к пониманию состава, устройства и функционирования всех имеющихся пяти вдов анализаторов (органов чувств). Многие помнят, что любой анализатор обязательно состоит из трёх отделов, но вот объяснить, из чего состоят те или иные отделы не могут.

 6 блок «Эволюция живой природы».

 Сразу хотим предупредить, что тестовые задания по теории эволюции составлены сложно, а порой даже очень некорректно, поэтому ошибок в ответах у учащихся по данному разделу бывает много. Теория эволюции в школьных учебниках излагается довольно запутанно.  Есть теория Ч. Дарвина, где единственной движущей силой эволюции признаётся естественный отбор, который основывается на таких факторах эволюции как: наследственность, изменчивость и борьба за существование. Помимо дарвиновской, существует и современная синтетическая теория эволюции (СТЭ), во многом базирующаяся на дарвинизме. Сложность заключается в том, что различные школьные учебники совершенно по-разному могут трактовать термины, связанные с темой. Например, говорится не о движущей силе, а о движущих силах эволюции. По-разному классифицируются факторы эволюции и элементарные факторы эволюции. Поэтому и в тестовых заданиях правильный ответ не всегда очевиден.

 7 блок «Экосистемы и присущие им закономерности».

 Он охватывает целиком отдельную биологическую дисциплину – экологию. В этом разделе часто совершаются ошибки по таким вопросам как: трофические уровни, цепи и сети питания, правило экологической пирамиды; саморазвитие и смена экосистем; условия устойчивости природных экосистем; роль организмов разных царств живой природы в биологическом круговороте веществ и превращении энергии в биосфере в целом.

 

Желаем вам грамотно распределить время и силы для подготовки к ЕГЭ по биологии! Удачи!

 

 

"А если готовиться к ЕГЭ с частным репетитором?"

- Во-первых, это дорого, а во-вторых, хорошего репетитора по ЕГЭ с достаточным опытом работы найти довольно сложно.

"Можно ведь готовиться самостоятельно"

- Можно, но при самостоятельной подготовке, многие даже не знают, с чего начать и на что конкретно нужно обращать внимание! Всегда возникают вопросы по учебному материалу, на которые при самостоятельной подготовке некому ответить.

"Готовиться к ЕГЭ при ВУЗе?"

- Преподаватели ВУЗов, к сожалению, не разбираются в структуре ЕГЭ. Их основной профиль - это чтение лекций студентам и научная деятельность. Поэтому на курсах при ВУЗе вас будут готовить к предмету, а не к самому экзамену - в этом есть большая разница.

Наш учебный центр "Авеню Знаний" с радостью готов предложить вам свою помощь в подготовке к ЕГЭ! Ждем вас на занятиях!

Заботу о вашем высоком балле мы берем на себя!
Звоните: 945-18-26

Адрес:
г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр., д. 33
Телефон: